Петля Корбут – запрещенный трюк в гимнастике: девочка с косичками боялась его до тошноты, но все-таки исполняла.
Петля Корбут – запрещенный трюк в гимнастике: девочка с косичками боялась его до тошноты, но все-таки исполняла.
Ольга Корбут – суперзвезда мирового спорта: четыре золота Игр, невероятная харизма, популярность по всему миру, восковая скульптура в музее мадам Тюссо.
Но наследие Корбут – не только титулы и образ «чуда с косичками», как ее прозвали после Олимпиады-1972, а еще и революция в спортивной гимнастике.
В 1970-е советская спортсменка показала миру сальто назад на бревне и флик-фляк – прыжок назад с двух ног: эти элементы назвали в честь Корбут. Но главный трюк – конечно, сверхэкстремальная петля на брусьях.
Трюк разучивали 5 лет, Ольга придумала его на тренировке
Петля Корбут – сложнейший и страшнейший элемент.
Гимнастка встает на высокую часть разновысоких брусьев и делает сальто назад, цепляясь руками за верхнюю перекладину. После этого полуоборота вокруг верхней жерди спортсменку выбрасывает вперед – она гасит скорость, ударяясь низом живота о нижнюю перекладину и через кувырок назад отпружинивает обратно к верхней.
Удары ногами и животом о жерди выглядят жутко, но для гимнастики 1960-70-х это стандартный набор.
Обратите внимание, как близко друг от друга располагались брусья во времена Корбут. Сейчас не так: современные гимнастки делают оборот на одной из жердей с прямыми ногами и не задевают вторую – вот как далеко со временем развели брусья. По сути, это уже упражнения на двух перекладинах.
А в 1950-х (за 20 лет до Корбут) брусья располагались совсем рядом: динамики в упражнениях недоставало, и в основном девушки выполняли подъемы и обороты в упоре. Постепенно брусья разводили, но той амплитуды движений, которой достигала Корбут в петле, раньше не возникало ни в одном из элементов. Спортсменка, казалось, вылетает за пределы досягаемости снаряда, но все же возвращалась с невероятной скоростью.
Черновик петли возник случайно: на тренировке юная Оля встала на верхнюю перекладину и сделала сальто, вернувшись на ту же жердь. «Я всегда была креативной. Мне было скучно постоянно делать одно и то же», – признавалась Корбут во время визита в Лондон-2012.
В течение пяти лет Ольга и ее тренер Ренальд Кныш оттачивали трюк, а впервые показали на чемпионате СССР в 1969 году. Несмотря на 5-е место, 14-летняя гимнастка вошла в историю: петля стала первым обратным свободным элементом, выполненным на брусьях.
«Петли я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив ее до автоматизма, я всегда, до самого последнего дня в спорте, подходила к брусьям – и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость, – вспоминала Корбут в автобиографии. – Мысль о побеге, о позорном побеге под улюлюканье, под свист зала всякий раз принимала вполне реальные очертания. Быть может, это естественное волнение, посещающее без спроса всех спортсменов.
Рен (Кныш) научил возвращать сердце на место и держать эмоции в узде. Оно исчезало само по себе, как бы без усилия с моей стороны, стоило только вздохнуть полной грудью, вытянуть вперед ладони и мысленно произнести: «Ну, начали...»
Как Рен учил убивать страх? Всякий раз, когда на тренировке случалось падение – пусть самое болезненное, когда разбиты нос или коленка, – он, едва закончив процедуру успокоения, смачивания йодом и бинтования, категорически требовал еще раз сделать то, что не получилось. Никакие слезы, никакие жалобы, никакие уловки не в состоянии были его поколебать, разжалобить, заставить усомниться в своей правоте. «Если не сделаешь сейчас – не сделаешь никогда. Перебори боязнь и боль, ты обязана перебороть, ты увидишь, как это здорово – перебороть себя». И я шла и перебарывала».
На Играх-1972 петля не принесла золото, но Ольгу запомнили как «воробышка»
Корбут очаровала мир в 1972-м на Олимпиаде в Мюнхене. Эмоциональная и непосредственная, она выделялась на фоне сдержанной советской команды; ее улыбка и задорная прическа с хвостиками моментально влюбляли.
Газеты называли ее «советским цыпленком», «воробышком» и писали, что она запрыгнула в сердце публики.
На Играх-1972 не обошлось и без разочарования для Корбут. 28 августа победой сборной СССР завершился женский командный турнир – тренеры отпустили девушек на прогулку по городу, вспоминал Кныш. Но на следующий день Ольга не пришла на тренировку – ни утром, ни вечером, пропустила и занятия 30-го – в день многоборья.
Оказалось, на прогулке ей продуло спину, и она испытывала сильные боли. Вечером на соревнованиях Корбут собралась и три снаряда прошла уверенно, подвели брусья – на коронных упражнениях Ольга сорвалась. Потеряла больше двух баллов из-за грубой ошибки, и это стоило ей золота.
Рыдания 17-летней гимнастки видел весь мир. На следующий день Корбут реабилитировалась: золото на бревне и в вольных, а петля принесла еще и серебро на брусьях.
После Игр-1972 об Ольге снимали художественные фильмы, ее звали в турне по США, признавали спортсменкой года в Штатах и Великобритании. А умопомрачительные элементы ассоциировали только с ней – хотя соперницы порой не уступали в сложности.
«Когда Ольга выполняла свои элементы, особенно знаменитую петлю, это была такая фантастическая линия. Ноги были натянуты предельно. Я всегда смотрела и любовалась, это было потрясающе», – рассказывала девятикратная олимпийская чемпионка Лариса Латынина, которая в Мюнхене-1972 была старшим тренером женской сборной СССР.
Петлю повторяли многие (и даже усложняли), но новые правила выдавили ее из спорта.
Соперницам и их тренерам не нравилось такое экстремальное усложнение – они, как правило, отмечали опасность сальто на брусьях. Но прогресс побеждал: на последовавшее за Играми в Мюнхене десятилетие петля Корбут стала супервостребованным трюком.
«Гимнасты не застрахованы от травм. Но гимнастика – это вопрос самовыражения», – говорила Корбут после карьеры.
Конец 1970-х – пик популярности петли: многие исполняли жуткий трюк, некоторые еще и усовершенствовали. На чемпионате Европы-1977 другая советская гимнастка Елена Мухина исполнила петлю Корбут, добавив винт в сальто. Этот фокус впоследствии назвали петлей Мухиной.
Три года спустя – перед московской Олимпиадой – Мухина не проходила в сборную из-за травм. И ее лагерь пошел ва-банк, усилив программу вольных упражнений мужским элементом – сальто Томаса.
На сборе перед Играми Елена исполняла программу, но не докрутила сальто и упала на ковер. Падение обернулось для 20-летней спортсменки переломом шейных позвонков, который привел к полному параличу. Из-за того, что Мухина регулярно исполняла петлю Корбут, многие ошибочно полагают: именно на этом элементе гимнастка получила ужасную травму. Но нет. Кстати, вскоре женщинам запретили сальто Томаса.
В 1980-е спортсменки выполняли петлю Корбут на нижней жерди. А вот еще одна модификация – от Биргит Зюсс из ГДР – сальто вперед.
Тогда же – в 1980-е – спортивная гимнастика значительно изменилась, и петле Корбут не нашлось места в новой конфигурации. Дело вовсе не в опасности: возник запрет вставать ногами на жердь, останавливая при этом выполнение комбинации. Это правило ввели, чтобы сохранить целостность программы – по сути, петля Корбут исчезла не из-за сложности, а из-за неэстетичности.
Кстати, другой элемент, названный в честь Ольги, – сальто на бревне – не пропал. Но, в отличие от петли, сейчас это относительно легкий трюк – базовый прыжок, который нередко становится частью более сложной комбинации.
Гимнастика осталась без петли Корбут, но ее супертрюк подтолкнул спорт к развитию. И хотя появились куда более сложные прыжки и перелеты, вряд ли они сравнятся по статусу с петлей – невероятно зрелищной и будто рушащей законы гравитации.
Комментарии
Отправить комментарий